Принятие поправок в закон “О потребительском кредите” может вызвать риски для банковской розницы, особенно для сегмента банковских карт. Об этом говорится в письме Ассоциации банков России (АБР) на имя главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову.
Весной правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на защиту интересов заемщиков. Поправки к закону “О потребительском кредите” запретят банкам обуславливать выдачу ссуды покупкой клиентом страховки и дополнительных услуг. Если право клиента на “свободный выбор” будет нарушено, то он сможет рассчитывать на возмещение ущерба, а кредитор должен будет вернуть ему стоимость услуги в двукратном размере. По мнению банкиров, законопроект может нарушить баланс интересов кредиторов и заемщиков из-за слишком сильного расширения прав клиентов. В документе говорится, что условия, когда заемщик может оспорить у банка покупку услуг или продуктов, слишком размыты.
Кроме того, в проекте не упоминается тот факт, что взыскать ущерб за навязанные услуги клиент может только через суд. Начальник правового управления ассоциации Сергей Клименко пояснил РБК, что “клиент может потребовать денег без разбирательства, а банк, может, и не навязывал ничего”. С 2021 года, напомнил он, клиенты cмогут направлять жалобы финансовому омбудсмену, а сейчас — в Роспотребнадзор, Центробанк или суд.