Верховный суд поддержал пострадавшую от действий мошенников, которые получили доступ к её личным данным и оформили кредит на сумму более 400 тысяч рублей, и рассмотрел дело с новой точки зрения.

Обсуждаемое дело включает следующие обстоятельства: пострадавшая женщина была обманута мошенниками, которые представились сотрудниками банка и уведомили её о том, что была подана заявка на кредит от её имени. Для отмены этой заявки ей было предложено сообщить пароль из смс-сообщения. Поскольку мошенники располагали всеми анкетными данными женщины и огласили их, она не сомневалась в подлинности звонка. Она предоставила всю необходимую информацию, после чего были оформлены два кредита на сумму почти 355 тысяч рублей и более чем 73 тысячи рублей. Полученные средства были мгновенно перечислены на карты третьих лиц, которые не были знакомы с пострадавшей.

Вследствие этого было начато уголовное преследование, но банк не отреагировал на претензии. Пострадавшая женщина обратилась в суд, который поддержал позицию банка.

Однако судебная коллегия Верховного суда, которая в конечном итоге рассмотрела это дело, критически оценила действия банка. В частности, было выявлено, что смс-сообщения были написаны латиницей (что нарушает закон), не было ясно, кем было составлено условие о переводе средств в другой банк и кто подтверждал ознакомление с условиями кредитного договора. Кроме того, немедленное перечисление денег третьим лицам не означало, что средства действительно были переданы заемщику.

Верховный суд пришел к выводу, что банку следовало быть более осторожным и бдительным, обращая внимание на источник операций клиента и место оформления кредита, а также на то, почему деньги были перечислены на карту в другом банке, принадлежащую другому лицу.

Верховный суд подчеркнул, что использование чрезмерно упрощенной процедуры предоставления кредита лишает смысла положения Закона о потребительском кредите, если она фактически сводится к направлению смс-сообщения с паролем.